Лучший патриотический фильм — это удачная комедия

В следующем году государство выделит около 20 млн долл. на украинское кино. Выйдет около 40 фильмов во всех популярных жанрах от ужасов до мюзикла и комедии. Мы до сих пор не оторвались от Шурика и «Иронии судьбы». Реального противопоставления украинского мира «русскаму миру» не будет до тех пор, пока не будет создано системы шуток, определенного количества смешных цитат, которыми мы начнем оперировать между собой. Поэтому найкращй патриотический фильм — это удачная комедия.

Выступление председателя Госкино Филиппа Ильенко во во время дискуссии «Украина-2017: Культура vs пропаганда» организованной «Експертни Корпусом».

Почему кинематограф является оружием массового поражения

Кинематограф задействован в информационной войне, поскольку имеет фантастическое влияние на массовое сознание. Если быстрых реакций можно достичь за счет СМИ, то кинематограф способен формировать мифологемы, создавать архетипы и представления о базовых ценностях.

Хочу отметить, что следует отличать украинское кино от кино, сделанного в Украине. То, что у нас может производиться зарубежное кино – это хорошо с точки зрения развития индустрии и финансовых вливаний. Ведь это поступления в экономику денег и появление ноу-хау, новых технологий, положительных инновативных практик. Но это не дает никакого культурологического эффекта.

Национальное кино в первую очередь характеризуется языковым маркером.

Второй важный маркер – культурный контекст, в котором решено произведение искусства. Это сложно описать, но попробую. При желании можно создать тот или иной украиноязычный продукт, который абсолютно ничего общего не будет иметь с украинской культурой. А учитывая то, сколько граждан Украины работают в Москве в сфере кино – это можно сделать даже исключительно силами наших соотечественников.
Патриотические фильмы? Лучше украинская комедия

Сейчас идет немало разговоров вокруг необходимости создания патриотического кино. При чем, в этот термин каждый вкладывает свое личное понимание. Кто-то считает, что это кино про исторических персонажей (при чем, у каждого свой рейтинг, о ком речь должна идти в первую очередь), обязательно об какую-то определенную историческую проблематику.

Я не претендую на правильный ответ, но предложу свое определение. Для меня патриотическим будет тот фильм, который будет способствовать формированию национальной идентичности и самоидентификации зрителя. Учитывая совокупность таких факторов, как количество зрителей; понятность киноязыка для массового зрителя; создание культурных символов и мифов, которые будут свойственны для украинского сообщества и формировать национальную идентичность. Как на меня, это должна быть комедия.

Юмор – это неінтернаціональна история

Если мы рассмотрим опыт европейских стран и проанализируем бокс-офисы кинотеатров, наиболее успешные национальные релизы во всех странах имеет комедийный жанр. Юмор – это неінтернаціональна история.

Он может быть общепонятным разве что на тему секса и физиологии – все остальное носит признаки определенной ментальной близости к ограниченному числу потребителей.

Если проанализируем сегодняшнее украинское общество – то мы не можем не заметить того, что большинство в бытовых шутках использует цитаты из советских комедий. Это означает, что мы до сих пор находимся в советском культурном дискурсе. Мы до сих пор не оторвались от Шурика и «Иронии судьбы». (Каждый декабрь меня спрашивают, будет ли в этом году на телевидении «Ирония судьбы». Не будет, скорее всего).

Собственно говоря, реального противопоставления украинского мира «русскаму миру» не будет до тех пор, пока не будет создано системы шуток, определенного количества смешных цитат, которыми мы начнем оперировать между собой. Эти вещи не будут доступны для понимания условному жителю Ростова. Самого декларативного отторжения «русского мира» мало.
Хорошо, что сериал «Век Якова» не дотягивает до уровня Феллини

Фактически после того, как началась война, мы начали запрещать российский продукт.

На сегодня Госкино запретило около 600 названий российских фильмов и сериалов. Тем самым мы вычистили библиотеки украинских каналов и это дало двойной эффект. 600 запрещенных названий означают запрет значительно большего количества контента и так понятны критерии, по которым происходит отмена регистрации.

Первым эффектом было исчезновение с экранов телевидения большого количества российского продукта, который был максимально заточен под пропаганду. Есть чисто пропагандистские фильмы (с откровенной демонстрацией милиарных стремлений России) – их легко очертить юридической системой координат. Но есть вещи, к которым закон очень трудно применить – это косвенная, ненавязчивая, подсознательная, позаконтекстна пропаганда. К примеру, ленты, формируют определенные ожидания от интеграции в российское культурное пространство, которые трудно сломать.

Не секрет, что Украина имеет огромный потенциал производства аудиовизуального продукта благодаря тому, что именно в Киеве, Одессе, в Крыму снимали большинство российских сериалов и фильмов. Их производили украинские съемочные группы, здесь было сконцентрировано оборудование, павильоны, люди учились осваивать технологии.

Как следствие, в Украине есть весь технологический цикл создания современного фильма. Но на практике есть одна проблема – центр постановки задач был за пределами Украины. Креативная идея поступала как заказ снаружи.

Внутренние социсследования телеканалов 2015 года показывают, что значительное количество людей возмущена тем, что запретили львиную долю российских сериалов, которые они любили. Все эти люди называли себя патриотами, значительное их количество украиноязычной, они все были против агрессии РФ, поддерживали войско.

Каждая крупная украинская медиагруппа производит 200-300 часов собственного сериального наполнение на год

Но со временем, когда люди были лишены этого контента, они отвыкли от него. В этот момент мы имели бы предоставить им национальный продукт. Это чрезвычайно сложная задача.

Когда украинские каналы начали производить свой контент (это второе следствие запрета российской пропаганды) – каждая крупная украинская медиагруппа производит 200-300 часов собственного сериального наполнение на год.

Это довольно большая цифра, учитывая то, что 2 года назад она равнялась нулю. Сейчас большинство этого контента русскоязычная – в том числе из-за того, что производитель начал банально копировать московские образцы. В некоторых случаях – покупают иностранные форматы, начинают делать свои попытки. Но это все приходит со временем.

Сериальная индустрия не может родиться сразу, так как нужна практика. Надо создавать и видеть реакцию аудитории. Не стоит рассказывать о том, что сериал «Век Якова» не дотягивает до уровня Феллини.

Это хорошо, что так – иначе массы бы не узнала о том, что было создано такой роман. И уже то, что сериал создан на украинском языке и он является экранизацией украинского литературного произведения – это уже достижение, ведь этот продукт был введен в широкий оборот.

Сейчас Госкино не может поддерживать создание сериалов через законодательное ограничение. Но мы запланировали определенные изменения. Ожидаю, что в ближайшем будущем мы сможем поддерживать до 50% бюджетной стоимости создания украиноязычных сериалов. И это должно стать одним из главных инструментов массовой украинской «пропаганды».
Лучше платить своим начинающим

Украинское государство начала активно финансировать собственное кино только в 2011 году. В основном, фокус был на арт-хаусному кино, которое к сожалению не воспринимает широкий круг зрителей. Два года назад мы решили поддерживать больше жанрового кино. Сейчас у нас в производстве 43 полнометражных фильма, которые создаются при активной поддержке государства, и 4 полнометражные анимационные ленты.

Украинское государство начала активно финансировать собственное кино только в 2011 году.

А всего в производстве около 110 названий (включая документальными лентами, короткометражными дебютами и короткометражными анимационными лентами).

Значительная часть режиссеров, которым мы оказываем поддержку, снимают сегодня свой первый игровой полнометражный фильм. Они учатся в действии. Мы даем такую возможность, осознавая степень риска. Глупостью было бы не делать этого и приглашать на их место варягов.

Тогда мы бы не получили второго культурного маркера в виде украинского культурного контекста. Хотя действительно можно было не тратить деньги на 40 фильмов, взять все 250 миллионов, отнести голливудскому режиссеру. За эти деньги он бы «склепал» нормальное кино. Но для украинского культурного дискурса это ничего бы не дало. Хотя по этому пути пошли в Казахстане, когда сняли фильм про Чингисхана с помощью Бодрова-старшего.

Тот старт, который мы даем национальной индустрии в краткосрочной перспективе родит самое главное – украинскую эстетическую киношколу (если этот тренд будет поддержан). Поскольку количество фильмов в 60-ых родила украинское поэтическое кино. Количество перейдет в качество.

Главное понять, что в построении современной креативной индустрии мы участвуем все вместе.

Кто – то- как государственный менеджер, кто – то- как творец, кто – то- как продюсер, кто – то- как представители медиа, которые могут уже не ругать украинское кино, а хотя бы нейтрально относиться к нему. И главное – это зрители, которые должны стать соучастниками процесса создания национальной киноиндустрии.
Государство финансирует «ужасы» и весь пакет популярных жанров. Смотрите в 2017-м

Для полнометражных игровых фильмов будут совершенно новые для государственной поддержки жанры – такие как хоррор, детектив, исторический детектив с реконструкцией, комедии, мюзиклы, мистические истории, мелодрамы – весь пакет популярных жанров.

Часть этих лент создается в копродукции с европейскими странами. Во-первых, для того, чтобы учиться у коллег снимать качественное кино, во-вторых, чтобы получить дополнительное финансирование, в-третьих, чтобы выводить Украину на европейский культурный вектор.

Потому что до сих пор мы были на 100 процентов развернутыми на Россию. И здешний успешный контент, созданный в Украине, был ориентирован на российский рынок и именно за счет этого он окупается.

На сегодня украинский контент, который создан с прицелом на собственного зрителя, к сожалению, не может окупиться как коммерческий продукт с очень простых причин.

Чтобы окупить полнометражный фильм, необходимо собрать кассу в кинотеатрах примерно в 100 млн грн

Средняя стоимость производства полнометражного фильма, который по своей кіномовою будет интересным широкому зрителю, составляет примерно 20 и 30 миллионов гривен. Чтобы его окупить за счет Украины и выйти «в ноль» необходимо собрать кассу в кинотеатрах примерно в 100 миллионов гривен. Нынешний рекорд украинского бокс-офиса – фильм «Отряд самоубийц» — собрал 75 миллионов.

Это рекорд, за которым стоит вся голливудская индустрия. Самым большим кассовым рекордом среди украинских фильмов пока что остается «Поводырь». В этом году у нас был хороший результат с анимацией – 11 млн собрал «Никита Кожемяка», который стоил в производстве более 100 млн грн. Есть ожидания, что он окупится – но собственно за счет того, что это анимация, которую легче продать на другие рынки.

Далее краткая математика о кинотеатральный рынок Украины. У нас 486 цифровых кинозалов в 162 кинотеатрах. В среднем кинотеатр имеет 2,5-3 зала. Это означает, что он одновременно может показывать на хороших вечерних сеансах 3-4 ленты.

Средняя цена билета составляет 67 гривен. Выход в широкий прокат для украинского фильма означает примерно 100-130 экранов. В среднем украинская лента находится в активном росписи по залам первые 2 недели, максимум 3. Если это 4-5 недель – считайте, что этот фильм называется «Поводырь» (или «ТойХтоПройшовКрізьВогонь»).

При чем, кинотеатры дошли до того, что выбрасывают украинские фильмы, даже если они собирают полные залы – как это произошло с «Никитой Кожемяки» на третью неделю. Тогда начались школьные каникулы и в прокат вышли «Тролли». Наш фильм выбросили из залов, несмотря на то, что «Тролли» собирали меньше зрителей. Только на этом мы потеряли около 5 миллионов.

Фактически это означает, что без поддержки государства в среднесрочной перспективе украинское национальное кино существовать не может.
В кино ходит только средний класс+

Есть еще одна проблема. Люди, которые ходят в кинотеатры, – это очень узкая прослойка населения. У них есть четкий социальный портрет – по возрастной категории это лица в возрасте 14 и 25 лет, жители крупных городов, по уровню доходов – средний класс+.

В Украине на год приходится 22,5 млн посещений – это чуть больше 0,5% походов в кино на душу населения. То есть среднестатистический украинец ходит в кино раз в 2 года. Европеец – 3-4 раза посещает кинотеатр в течение года.

Интересно, что показатель в Украине в 1989 году составлял 52 посещения в год. В селе Прохоровка, например, тогда действовало 3 киноэкраны (на 300 человек населения). Был сельский клуб плюс две турбазы имели свои кинотеатры, которые каждый вечер проводили кинопоказы.

Сейчас мы выстраиваем средства коммуникации для того, чтобы та аудитория, которая типично не ходит в кино, возобновила такую практику. Речь идет об аудитории в возрасте свыше 35 лет. Поэтому я прогнозирую позитивные для украинского фильма изменения в кинотеатральной отрасли. Также мы планируем создание модели он-лайн кинотеатра с национальным контентом. Ибо теперешние ресурсы «заточены» под продажу иностранного контента.

Кино создается в пространстве между экраном и зрителем. Без зрителя оно невозможно…

В 2017 году в Украине по европейским меркам будет довольно богатый бюджет поддержки национального кино. Он составит приблизительно 20 миллионов долларов (чуть меньше благодаря инфляционным процессам). В России этот показатель значительно больше. Бюджет Госкино в этом году составил 250 миллионов гривен, а в следующем составит 500 миллионов. За эти деньги мы снимаем 43 полнометражных картины и весь другой продукт. Для Украины это беспрецедентное количество.

Мы говорим о формулировке национальной идеи. Но идею можно объявить, но ее никто не услышит и не увидит, если при этом не будут задействованы медиа.

Наша противодействие пропаганде – это создание массового продукта, который был бы создан на понятном языке кино для широкого зрителя, который был бы в украинском культурном контексте и имел маркеры украинского национального кино.

Для нас актуальной задачей становится поиск эффективных путей донесения этого кино до наибольшего количества человек. И это вопрос не только к кинематографистов – а до всего общества. И это зависит от того, насколько активны люди. Потому что кино создается в пространстве между экраном и зрителем. Без зрителя оно невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *